Есть предположение, что дети в семье рождаются не просто так. Даже существуют истории, когда малыши сами рассказывали откуда они появились, помнят как жили в животике мамы и как выбирали себе родителей. Но даже если рассмотреть ситуацию с более реальной стороны, вспомните, как вы взаимодействовали со своими родителями?
Особенно в подростковом возрасте, когда кажется, что мир у моих ног, все подвластно и амбиции хлещут через край. В этот период дети активно сепарируются от родителей и всячески стараются высказать свое мнение, показать, что они взрослые и имеют право на свое мнение.
То же происходит в раннем возрасте. Они - люди, хоть и маленькие. А значит у них есть свои потребности, желания и мнение. И если родители их не слышат, не замечают или намеренно игнорируют, то получают в ответ протест.
Младенец может говорить о своих беспокойствах и потребностях только посредством крика или плача. Так уж придумала природа, сделать плачь громким, пронзительным, чтобы мать могла услышать свое чадо даже издалека.
Если бы мы могли контролировать наших детей, они либо остались под нашим крылом до скончания дней, либо стали роботами, которые выполняют все, что им говорят. Сепарация возможна только через потребность стать отдельной личностью.
Подрастая он учится у взрослых: как проявлять свои чувства и заявлять о своих желаниях.
- проговаривать - если родители сами используют такую технику. Решать вопросы через диалог, спокойно просить, задавать вопросы.
- игнорировать свои чувства и потребности - если в семье принято избегать этого. Родители могут ругать за проявление чувств, говорить “губу закатай” и “много хочешь - мало получишь”, накладывая запрет на желания. Это приводит к трудностям с идентификацией происходящего с человеком и накоплению стресса от невозможности получить желаемое. Выливается в протесты, истерики и охлаждению отношений.
- требовать - когда родители не просят, а ставят перед фактом. Манипулируют, наказывают за несделанное, позорят и отказываются от ребенка, если он не соответствует их ожиданиям. Как следствие - истерики, если не получает желаемого, постоянные “хочу”, игнорирование просьб (или требований). Снижается мотивация к учебе, яркое желание зависнуть в гаджетах. Ребенок чувствует себя чужим и подтверждает поведением ожидания родителей (непослушный, псих, истеричка, и тд)
- отсутствие границ - когда в семье не соблюдают личные границы, есть гиперопека или ребенок растет в “тепличных условиях”. В этих случаях ребенок не имеет опоры и четкого ориентира, которому следовать для гармоничной жизни. Привыкая к вседозволенности или жестким рамкам, со временем атрофируется понимание что действительно “хорошо”, а что “плохо”. Ребенок как будто болтается в воздухе, не понимая как ему взаимодействовать и вести себя, и просто делает что доступно в данный момент. Даже если это может навредить ему или кому-то другому.
- конфликты в семье. Один из частых случаев, почему дети протестуют. Они не могут сказать, как взрослые, что чувствуют и как им больно наблюдать, что родители ругаются (обычно дети чувствуют себя виноватыми во всем, что происходит рядом, идентифицируя себя как “плохого ребенка”, из-за которого все беды). Отсюда фырканье, недовольства, “не хочу” и “не буду”.
- накопленная усталость. Учеба, кружки, часовые просмотры видосов и игры, почти отсутствие активного движения, проблемы со здоровьем - то, что выматывает ребенка. С 3 лет (а бывает и раньше) дети ходят в сад, школу, как на работу. И если уж мы устаем, то представьте как ребенку дается такая нагрузка. Это может выливаться в отсутствие желания вообще что-либо делать. И если взрослый идет на работу, чтобы не умереть с голоду без денег, ребенок не может объяснить себе для чего ему мучиться.